История BMW
В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ( «Баварские моторные заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
![]() |
1917:
Компания
Rapp Motor Company переименована в BMW Bayerische
Motoren Werke |
Хотя точная дата появления и момент основания компании и сегодня является предметом споров между автомобильными историками. А все потому, что официально промышленная компания БМВ была зарегистрирована 20 июля 1917 года, но задолго до этого в том же городе Мюнхене существовало много фирм и объединений, также занимавшихся разработкой и выпуском самолетных двигателей. Поэтому, чтобы окончательно увидеть "корни" БМВ, необходимо перенестись в прошлый век, на территорию существовавшей не так давно ГДР. Именно там 3 декабря 1886 года была "засвечена" причастность сегодняшней БМВ к автомобильному делу, и именно там, в городе Айзенахе, в период с 1928 по 1939 гг. находилась штаб-квартира фирмы.
Одна из местных достопримечательностей Айзенаха стала поводом для появления названия первой машины ("Вартбург"), увидившей свет в 1898 году после создания фирмой целого ряда 3- и 4-колесных прототипов. "Вартбурги"-первенцы представляли собой самую что ни на есть безлошадную повозку, оснащенную 0,5-литровым мотором мощностью 3,5 л.с. На присутствие передней и задней подвесок не было никаких намеков. Такая максимально упрощенная конструкция стала хорошим стимулом для более прогрессивной работы местных инженеров и конструкторов, которые уже через год создали машину, разгонявшуюся до 60 км/ч. Более того, в 1902 году появился "Вартбург" с 3,1-литровым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач, которых хватило для того, чтобы выиграть в том же году гонку во Франкфурте.
Очень важным моментом в истории компании БМВ и завода в Айзенахе стал 1904 год, когда на Франкфуртском мотор-шоу были выставлены машины под названием "Дикси", свидетельствовавшие о хорошем развитии предприятия и новом уровне производства. Всего их было две модели - "S6" и "S12", цифры в обозначении которых указывали на количество лошадиных сил. (К слову, модель "S12" не снималась с производства вплоть до 1925 года.)
![]() |
1919: Франц
Зено
Димер (в центре)
со своим рекордным самолетом |
На должность главного
конструктора в Bayerische Motoren Werke был приглашён Макс
Фриц,
работавший на заводе Daimler. Под руководством Фрица был
изготовлен
авиационный двигатель BMW IIIa, который в сентябре 1917-го
успешно
прошёл стендовые испытания. Оснащённый этим мотором
самолёт в конце
года установил мировой рекорд, поднявшись на 9760 м.
Тогда же появилась эмблема BMW - круг, разделённый
на два голубых и два белых сектора, представлявшая собой
стилизованное
изображение пропеллера, вращающегося на фоне
неба.Учитывалось и
то, что синий и белый - национальные цветаземли Бавария.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась
на пороге краха, т. к. по Версальскому договору немцам
запретили
производить двигатели для самолетов, а именно двигатели в
то время
были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл
Рапп и
Густав Отто находят выход из положения — завод
перепрофилируется
на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и
самих мотоциклов.
В1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На
мотосалоне 1923
года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал
репутацию
скоростной и надежной машины, что подтвердилось
абсолютными рекордами
скорости на международных мотогонках 20-х—30-х годов.
![]() |
1923: Первые
мотоциклы
BMW |
В начале 20-х годов в истории БМВ
появились два
влиятельных бизнесмена - Готаер и Шапиро, к которым и отошла
компания,
падавшая в пропасть долгов и убытков. Основной причиной
кризиса была
неразвитость собственного автомобильного производства,
наравне с которым
предприятие, кстати, занималось выпуском авиадвигателей. А
так как
последние, в отличие от автомобилей, приносили основную
часть средств
для существования и развития, БМВ оказалась в незавидном
положении.
"Лекарство" придумал Шапиро, который был на короткой ноге
с английским автопромышленником Хербертом Остином и смог
договориться
с ним о начале массового производства "Остинов" в Айзенахе.
Причем выпуск этих машин был поставлен на конвейер, чем к
тому времени,
кроме БМВ, мог похвастать только "Даймлер-Бенц".
![]() |
![]() 1929: Первый автомобиль BMW: BMW 3/15 PS. |
Тем временем положительно для БМВ
решался вопрос
об утверждении фирменной торговой марки.В 1928 фирма
приобретает
автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и
лицензию на
производство малолитражного автомобиля Dixi. 16 ноября
1928 года
"Дикси" перестала существовать как торговая марка - она
была заменена на "БМВ". Dixi — первый автомобиль BMW.
В период экономических трудностей малолитражка становится
наиболее
популярным автомобилем Европы.
На 1 апреля 1932 года была намечена премьера
первого "настоящего" "БМВ", который впоследствии
заслужил признание автомобильной прессы и стал отправной
точкой
для выпуска машины собственной конструкции. Это же авто
при полученном
со стороны и хорошо продуманном кузове представляло собой
совмещение
новых идей и разработок с уже хорошо известными и
применявшимися
на моделях "Дикси". Мощность мотора составляла 20 л.с.,
которых вполне хватало, чтобы ездить со скоростью 80 км/ч.
Очень
удачной разработкой была четырехступенчатая коробка
передач, не
предлагавшаяся больше ни на одной модели вплоть до 1934
года.
![]() |
1930:
Кругосветное
путешествие на гидросамолетах, оснащенных моторами
BMW. |
К началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение последующих 14 лет.
Производство получает дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
![]() |
1933: Начало
традиции шестицилиндровых двигателей BMW: BMW 303. |
В 1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля BMW 6-цилиндровым двигателем, дебютировавшей на Берлинской автомобильной выставке. Его появление стало настоящей сенсацией. Эта рядная "шестерка" с рабочим объемом 1,2 л позволяла машине передвигаться со скоростью 90 км/ч и стала основой для многих последующих спортивных проектов БМВ. Более того, она была применена на новой модели "303", ставшей первой в истории компании, на которой была установлена решетка радиатора с фирменным дизайном, выражавшемся в наличии двух вытянутых овалов. "303-я" модель была спроектирована на заводе в Айзенахе и отличалась прежде всего трубчатой рамой, независимой передней подвеской и хорошими характеристиками управляемости, напоминавшими спортивные.
"БМВ-303" отлично подходил для активно строившихся тогда в Германии "автобанов". Сразу после представления на ней был совершен пробег по территории всей страны, и в данной акции машина зарекомендовала себя только с хорошей стороны. Люди были готовы платить за это авто установленную производителем цену. Причем обеспеченные поклонники БМВ выбирали "303-ю" модель со спортивным двухместным кузовом родстер.
За
два года производства "БМВ-303"
компании удалось продать 2300 таких машин, за которыми,
кстати,
позже последовали их "собратья", отличавшиеся более
мощными
моторами и другими цифровыми обозначениями: "309" и "315".
Собственно, они и стали первыми образцами для логического
развития
системы обозначения моделей компании БМВ. На примере этих
машин
отметим, что цифра "3" обозначала серию, а 0.9 и 1.5 -
рабочий объем двигателей. Появившаяся тогда система
обозначений
успешно существует и по сей день, с той лишь разницей, что
она пополнилась
такими цифрами, как "520", "524", "635",
"740", "850" и т.д.
"БМВ-315" был далеко не последним в
серии внешне схожих автомобилей, так как самыми яркими и
примечательными
среди них стали "БМВ-319" и "БМВ-329", относившееся
скорее к спортивным машинам. Максимальная скорость первой,
например,
составляла 130 км/ч.
Наряду со всеми предыдущими автомобилями просто шикарно выглядела модель "326", появившаяся на Берлинской автомобильной выставке в 1936 году. Эта четырехдверная машина была далека от мира спорта, а ее закругленный дизайн уже тогда принадлежал к направлению, которое вступило в силу в 50-х годах. Открытый верх, хорошее качество, шикарный салон и большое количество новых изменений и дополнений поставили "326-ю" модель в один ряд с автомобилями "Мерседес-Бенц", покупатели которых были весьма обеспеченными людьми.
При массе 1125 кг модель "БМВ-326" максимально разгонялась до 115 км/ч и при этом потребляла 12.5 л топлива на 100 км пробега. С подобными характеристиками и со своим внешним видом машина попала в список лучших моделей компании и выпускалась до 1941 года, когда объем производства БМВ составил почти 16.000 штук. При таком количестве выпущенных и проданных авто "БМВ-326" стала лучшей довоенной моделью.
По логике, после столь громкого успеха "326-й" модели следующим логическим шагом должно было стать появление сделанной на ее базе спортивной модели.
![]() |
1938: BMW 328 доминирует в гонках. |
![]() |
1940: Снова победа в "Mille Miglia": BMW 328. |
В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль — для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины. Двухдверный, двухместный, по-настоящему спортивный "БМВ-328" оснащался шестицилиндровым мотором и разгонялся до 150 км/ч. Эта модель позволила фирме принять участие во многих довоенных гонках и завоевать признание в новом качестве. С "328-й" моделью компания БМВ настолько прославилась во второй половине 30-х, что все последующие автомобили с фирменным двухцветным знаком воспринимались общественностью как символ высокого качества, надежности и красоты.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям. ![]() |
двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания
ракетных двигателей.
Конец Второй мировой войны стал катастрофой для
концерна. Четыре
завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации,
разрушены и демонтированы.
Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с
производством
во время войны авиадвигателей и ракет победители
издают приказ о
запрете производства на три года
![]() |
1944: Главой отдела ракетных испытаний стал Хельмут Граф фон Зборовски (слева) |
Вторая мировая война нанесла огромный ущерб автомобильным производителям Германии, и компания БМВ не стала исключением. Завод в Мильбертшофене освободители разбомбили подчистую, а предприятие в Айзенахе оказалось на территории, контролируемой русскими. Поэтому оборудование оттуда частично было вывезено в Россию в качестве репатриаций, а то, что осталось, было задействовано для выпуска моделей "БМВ-321" и "БМВ-340", которые также отправлялись в СССР.
Единственными более или менее "пригодными к жизни" остались два завода в городе Мюнхене, вокруг которых акционерыБМВ и сосредоточили свои основные усилия. Кстати пришлась поддержка Немецкого национального банка: благодаря ей компания вернула к жизни концепцию спортивного автомобиля "БМВ-328" и в период с 1948 по 1953 гг. выпустила на его базе несколько новых спортивных моделей.
![]() |
1951: Конраду
Аденауэру, первому Канцлеру Федеративной
РеспубликиГермания,
показывают седан BMW "State Sedan", созданный на базе
501. |
Компания находилась не в лучшем положении, однако в 1951 году представила прототип будущего автомобиля "БМВ-501", который отличался большим четырехдверным кузовом седан, барабанными тормозами и 65-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1971 куб.см. Новинка была воспринята двояко - с интересом и с удивлением. Второе, скорее всего, было вызвано тем, что компания даже финансово не могла обеспечить массовый выпуск "501-й" модели, в связи с чем в 1952 году было собрано лишь 49 машин. К 1954-му производство достигло 3410 экземпляров, покупавшихся только настоящими и обеспеченными приверженцами марки БМВ.
Но что самое удивительное, так это идея, которая в то время зрела в умах конструкторов и дизайнеров БМВ. Они задумали выпустить роскошную модель.
В те же послевоенные годы в фирме БМВ задумались над вопросом недостатка необходимых моторов. Особенно это проявилось после того, как наличие слабеньких и нетяговитых двигателей начало сказываться на продажах машин. В итоге конструкторы разработали долгосрочный проект по выпуску нового восьмицилиндрового силового агрегата. Первые образцы появились в 1954 году и имели объем 2,6 л и мощность 95 л.с., увеличенную до 100 л.с. в 60-х годах.
Одновременно с установкой восьмицилиндровика на "БМВ-501" немного изменилась и внешность машины: появились боковые хромированные молдинги, добавившие автомобилю элегантности. Оснащенная новым двигателем "501-я" могла максимально разогнаться до 160 км/ч. Естественно, расход топлива у машины с восьмицилиндровым мотором существенно отличался от довоенных показателей, но это волновало руководство компании БМВ меньше всего.
![]() |
"Изетта"
(Isetta): связующее
звено между мотоциклами и автомобилями. Их было
построено более
200,000. |
В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела огромный успех в нищей послевоенной Германии. На Франкфуртском мотор-шоу в 1955 году она стала абсолютной противоположностью выпускавшимся в то время моделям. Крошечная "БМВ-Изетта" напоминала своим внешним видом пузырь с маленькими приделанными фарками и боковыми зеркалами. Заднее межколесное расстояние было гораздо меньше, чем переднее. Модель оснащалась одноцилиндровым мотором объемом 0,3 л. При мощности 13 л.с. "Изетта" максимально разгонялась до 80 км/ч.
Наряду с малюткой "Изеттой" компания БМВ представила два роскошных купе "503" и "507", созданные на базе седана 5-й серии. Оба автомобиля
![]() |
1956: Сегодня
это редкий коллекционный
автомобиль: BMW 507. |
Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса.
Модели, относившиеся к 5-й серии, не улучшили положение БМВ в 50-х годах. Наоборот, начали стремительно возрастать долги, уменьшились продажи. Для исправления подобной ситуации банк, оказывавший помощь БМВ и являвшийся одним из крупнейших акционеров "Даймлера-Бенца", предложил наладить на заводах в Мюнхене производство небольшого и не очень дорогого автомобиля "Мерседес-Бенц". Тем самым было поставлено под угрозу существование БМВ как самостоятельной компании, выпускающей оригинальные автомобили с собственным именем и торговой маркой. Против данного предложения активно выступили мелкие акционеры БМВ и дилерские представительства на всей территории Германии. Общими усилиями была собрана энная сумма денег, потребовавшаяся для разработки и начала выпуска новой модели "БМВ" среднего класса, которая должна была значительно улучшить положение компании в 60-х годах.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить
свою деятельность. Третий раз фирма начинает все заново.
Автомобиль
среднего класса, как предполагалось, должен был стать
семейной машиной
для "среднестатистических" (и не только) немцев. В качестве
самого подходящего варианта рассматривался небольшой
четырехдверный
кузов седан, 1,5-литровый мотор и независимые передняя и
задняя подвески,
которые на то время присутствовали далеко не во всех
машинах.
![]() |
1962: Дилеры
получают автомобили для своих салонов. |
В разгар производства модели "1500" мелкие
инженерные фирмы начали дорабатывать машину и увеличивать
мощность
мотора, что, естественно, никак не могло понравиться
руководству БМВ.
Ответной реакцией стал выпуск модели "1800" с 1,8-литровым
мотором. Более того, чуть позже появилась версия "1800 TI",
соответствовавшая автомобилям класса "Гран Туризмо" и
разгонявшаяся
до 186 км/ч. Внешне она не очень сильно отличалась от
базовой версии,
но, тем не менее, стала достойным дополнением к уже
пополнившемуся
семейству.
![]() |
1966: BMW
1600. |
"БМВ 1800 TI" хоть и была выпущена в количестве только 200 экземпляров, все-таки стала чрезвычайно популярной моделью. К 1966 году на базе машины конструкторы создали достойного последователя - "БМВ-2000", который сегодня воспринимается как родоначальник 3-й серии, выпущенной к настоящему моменту в нескольких поколениях. Тогда же купе с 2-литровым мотором и 100-120 спрятанными под капотом "лошадками" было предметом особенной гордости БМВ.
По сути, "БМВ-2000" в базовом и других
версиях относится к одной из наиболее успешных моделей за
всю историю
компании БМВ. Требуется немало времени, чтобы сосчитать
количество
появившихся тогда вариантов кузовов и силовых агрегатов
различной
мощности и с различными максимальными скоростями. Все вместе
они сформировали
серию, получившую обозначение "02". Ее представители могли
удовлетворить запросы почти всех автолюбителей, которым
предлагался
выбор от самых простых и скромных купе до "навороченных"
скоростных кабриолетов с литыми дисками,
коробками-"автоматами"
и моторами по 170 "коней".
![]() |
Первый в мире
автомобиль массового производства с турбодвигателем:
BMW 2002
turbo. |
Последнее тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо», создается антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается первое электронное управление двигателем. Почти на всех принесших автопроизводителю столько популярности моделях 60-х годов устанавливались четырехцилиндровые двигатели. Однако руководство БМВ все еще помнило о мощных и надежных агрегатах, возродить выпуск которых намеревалось к 1968 году одновременно с выпуском новой модели - "БМВ-2500". Использованный в ней однорядный "шестицилиндровик", постоянно подвергавшийся модернизации, производился в течение последующих 14 лет и успел стать основой для такого же надежного и более мощного 2,8-литрового мотора. Вместе с последним четырехдверный седан перешел в ряд спортивных авто, т.к. лишь немногие серийные машины в стандартном оснащении могли превосходить скоростную отметку в 200 км/ч.
![]() |
1970:
Штаб-квартира BMW вблизи Олимпийского Центра в Мюнхене. |
В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.
После производства модели "2500" и ее основных последователей, следующим значимым для БМВ событием стало появление 6-й серии, первым представителем которой в 1978 году явилось роскошное купе "635 Csi". Его 3,5-литровый мотор стал новым символом технического совершенства и даже начал устанавливаться на машинах 5-й серии. "Пятерка", оснащенная таким двигателем (мощность 218 л.с.), получала обозначение "М", подтверждавшее эксклюзивность и спортивность автомобиля. Причем по-настоящему этот мотор проявил себя на 5-й серии второго поколения, на т.н. переходных моделях, увидивших свет в 1983 году.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе 8-й серии.
![]() |
1989: Новое
купе
BMW 850i. |
Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 приобретена британская компания «Роллс-Ройс».
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал (touring) 3-й серии.
![]() |
Завод BMW в
Айзенахе.
Работа над восьмым заводом началась в 1990 году. |
Среди последних моделей мотоциклов 90-х годов следует выделить туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный багажными кофрами и подогревом ручек руля. Другая модель из этого семейства R100GS PD также предназначена для туристов. Эти мотоциклы одержали четыре победы в международных ралли Париж — Дакар. Популярной моделью стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами. В 1993 BMW начинает разработку новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла впервые регулировалась высота не только руля и подножек, но и седла), R1100GS (один из самых мощных мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены идентичные модели R850R и R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала модель K1100RS —туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но самый представительный и обустроенный мотоцикл — модель K1100LT, оснащенная огромным обтекателем с электроприводом, регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и антиблокировочной тормозной системой.
![]() |
С 1995-го
года
завод BMW в Спартанбурге (США) начинает производить BMW Z3. |
В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе — только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля.
В течение последних 30 лет только концернам BMW и Toyota удается работать с ежегодно увеличивающейся прибылью. Империя BMW, три раза за свою историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и достигала успеха. Для всех в мире концерн BMW — синоним высоких стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и качества.